Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 10:15

Сайт учителя начальных классов Валиевой Динары Рифовны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Конспект урока "Что мы знаем о воде"

Что мы знаем о воде?

/ehkourok.pdf

Урок окружающего мира

по теме "Что мы знаем о воде"

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Цель урока:

- создание условия для усвоения и первичного закрепления знаний по теме «Свойства воды»;

Задачи урока:

- систематизировать знания о значении воды в жизни человека

- познакомить с некоторыми свойствами воды в процессе опытов и практической работы;

- организовать учебно – поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития

мышления;

- формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений;

- создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других

УУД: 1. Уметь выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.

2. Формировать этические свойства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.

3. Умение принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

 

Оборудование:

Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;

Памятка «Правила безопасности при проведении исследования», «Лист наблюдений»;

разноцветные бумажные полоски; лоток с лабораторной посудой; фильтр; песок, заварка, сахар; мел: белый бруском, цветной порошком; ложки; глобус;

Карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вас ждёт множество открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам хорошо знакомо. Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю?

II. Сообщение темы и целей урока. Активизация знаний.

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете из загадки:

- Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? ( О воде.)

- Да, вещество, которое мы будем изучать – это вода.

Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Посмотрим на глобус. Такой видят землю космонавты из космоса.

- Давайте раскрутим глобус и посмотрим, какого цвета будет вертящийся глобус?

(Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный: голубой.)

- Почему?

(А все потому, что синего цвета в два раза больше, потому что 3/4 поверхности Земли занимает вода).

 

Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь.

- А что мы знаем о воде?

(Вода – жидкость. Воду мы наливаем в чайник. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться.

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги.

А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везет разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Вот она какая, вода!)

-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

Вывод:

- Всё, о чём мы сейчас говорили, стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

- Предлагаю вам стать учёными-исследователями и организовать в классе научно-исследовательскую лабораторию, т.е. место в котором проводятся научные опыты.

- Кто такие учёные - исследователи?

(Специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку. тот, кто ведёт исследования, занимается научными изысканиями)

- Чем занимаются учёные?

(- Задают вопросы, ищут ответы на эти вопросы;

- Наблюдают, проводят опыты и эксперименты, проверяют свои догадки)

-Что такое эксперимент? (научный опыт? (Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.))

(Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также опыт, метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.)

Что будет предметом нашего исследования?

(Предмет нашего исследования – вода)

- Так какую же цель поставим перед собой на уроке?

(Узнать свойства воды)

III. Изучение нового материала.

1.Работа с правилами по технике безопасности. Инструктаж.

- Настоящие исследователи работают с лабораторным оборудованием и часто с неизвестными веществами, и поэтому для безопасности соблюдают определённые правила, которые мы тоже должны знать.

- Прочитайте памятку. (Приложение № 1)

Памятка «Правила безопасности при проведении исследования».

1.Проводя опыт, будь аккуратным и осторожным.

2.При необходимости работай в перчатках.

3.Не пробуй на вкус незнакомые вещества.

4.При определении запаха не подноси вещество близко к носу, не вдыхай резко, направляй воздух над веществом к себе с помощью руки.

5.Если случайно разбилось стекло, не подбирай его руками.

- Итак, какие же правила безопасности будем соблюдать во время исследования?

(Повторить)

- Использовать для опытов мы будем только известные нам вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

 

- Работать вы будете в мини-лабораториях - в парах. Давайте вспомним «Правила совместной работы».

 

Физминутка: Игра «Вода – не вода»

Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны поднять руки, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – похлопать в ладоши, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – потопайте ногами:

Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.

- Все свои наблюдения и выводы исследователи записывают. Мы тоже всё запишем в «Листе наблюдений»

(Приложение № 2)

«Лист наблюдений»

Опыт № 1

Вывод: вода ____________.

Опыт № 2

Вывод: вода ____________.

Опыт № 3

Вывод: вода ____________.

Опыт № 4

Вывод: вода ____________.

Опыт № 5

Вывод: вода ____________.

Опыт № 6

Вывод: вода ____________.

Опыт № 7

Вывод: вода ____________.

Опыт № 8

Вывод: вода ____________.

Опыт № 9

Вывод: вода ____________.

 

- Т. к. вы на время стали учёными, предлагаю вам использовать при выводах следующие сочетания слов:

(На доске)

- Мы установили, что вода …

- Мы доказали, что …

- Мы пришли к выводу, что …

 

2.Практическая работа

- Итак, приступаем к выполнению опытов «Свойства воды».

Опыт № 1

-Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

- Опустите в пробирку с водой ложку. Видна ли ложка?

(Видна)

- О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: Мы установили, что вода прозрачна.

- Запишите своё наблюдение.

Опыт № 2

- На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя? Зелёная? Красная? Жёлтая?

Какой же цвет воды?

(Вода цвета не имеет)

Вывод: Мы доказали, что вода бесцветна.

- Запишите своё наблюдение.

Опыт № 3

Когда мама печёт пироги, аппетитный запах вы чувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

- А чем пахнет чистая вода?

- Сейчас мы будем определять, имеет ли вода запах. Что мы должны для этого сделать?

(Понюхать воду.)

- Вспомните правила безопасности.

- Понюхайте воду. Что ощутили?

(Вода не пахнет)

Вывод: Мы установили, что вода не имеет запаха.

- Отметьте результат опыта.

Опыт № 4

- Для проведения следующего правила нам надо обратиться к 3 правилу безопасности. (3.Не пробуй на вкус незнакомые вещества.)

- Давайте вспомним, когда вы пьёте воду, какая она на вкус?

(У воды нет вкуса )

Вывод: Мы установили, что вода безвкусна.

- Запишите.

Опыт № 5

-А о каком свойстве говорится в этой загадке?

Бежит, бежит – не выбежит,

Течёт, течёт – не вытечет.

(Вода течёт).

- Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды?

(Она растекается в разные стороны)

- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

- Во всех этих случаях проявляется одно и тоже свойство воды? Какое?

- Это свойство у воды называется текучесть. А чтобы увидеть это свойство аккуратно зачерпните ложкой воду из пробирки и снова вылейте её в него. Что произошло?

(Вода течёт)

- Почему это произошло?

(Вода жидкая. Она течёт)

Вывод: Мы пришли к выводу, что вода жидкая, текучая.

Отметьте своё наблюдение.

Опыт № 6

- Посмотрите внимательно. Перед вами кусочек мела. Какой он формы?

- А сейчас я налью воду в стакан, затем в вазу, в банку. Что вы можете сказать о форме воды? Какую форму имеет вода?

(Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.)

Вывод: Мы доказали, что вода не имеет формы, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.

- Заполним лист.

Опыт № 7

- А сейчас поработаем по рядам - лабораториям.

- С помощью ложки насыпьте в пробирку:

1 лаборатория – ложку сахара;

2 лаборатория – ложку сухой заварки;

3 лаборатория – ложку песка.

Размешайте.

- Жду результатов ваших исследований. Что произошло с веществами?

Слово 1 лаборатории. Расскажите, что произошло с сахаром?

(Сахар пропал)

- То есть сахара в пробирке нет?

(Нет, он там, только его не видно)

Что произошло с сахаром?

(Он растворился)

Ваш вывод?

Вывод: Мы пришли к выводу, что вода – растворитель.

- Запишите свой вывод.

- Если бы мы сейчас попробовали жидкость на вкус, предположите, какая бы была вода?

(Сладкая)

- А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на кухне.

(Соль тоже растворяется в воде)

- Послушаем исследователей 2 лаборатории.

- Покажите ваши колбы. Что у вас произошло?

(Мы насыпали заварку. Она плавает)

- Может плохо размешали?

(Когда дома завариваем чай тоже плавают чаинки. Они видны в воде.)

- Значит сухая заварка … Как сахар?

(Нет, заварка в воде не растворилась)

Ваш вывод?

Вывод: Мы установили, что вода растворяет не все вещества.

- Что скажет 3 лаборатория?

(Песок в воде не растворился)

Ваш вывод?

Вывод: Мы тоже установили, что вода растворяет не все вещества.

Опыт № 8

- А что ещё заметили в своих пробирках?

(В одних пробирках вода чистая, а в двух других - грязная, мутная)

- С помощью ложечки добавьте в пробирку цветной мел. Размешайте. Что произошло?

(Он растворился, но не весь, вода стала мутной.)

- А когда мы дома можем наблюдать это превращение?

(Когда утром завариваем чай или кофе).

- Возник вопрос: Каким способом избавиться от мути?

- А можем ли мы очистить мутную меловую воду?

- Для этого возьмём воронку. Вложим в неё фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды. Нам фильтром послужит вата. Вольём в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.

- Кто готов поделиться радостным открытием?

(На ватке осталась грязь. Вода стала светлее)

- Ваш вывод?

Вывод: Мы пришли к выводу, что вода очищается с помощью фильтра

- Такая очистка называется фильтрованием.

IV. Закрепление:

- Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения. И как результат – открытые нами свойства воды.

- А о каких свойствах воды вы узнали?

- Чтобы проверить как вы усвоили данный материал выполним задание № 20 в рабочей тетради на стр. 28.

Взаимопроверка.

V. Итог урока. Рефлексия.

- А теперь вернёмся к началу урока. Какую цель мы ставили перед собой?

(Узнать свойства воды)

- Достигли ли мы цели?

- А зачем человеку знать свойства воды?

- Для человека очень важно знать свойства воды, т.к. в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

- Вода – одно из главных богатств на Земле. Что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода?

- А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду – наше главное богатство - надо беречь!

- Возьмите капельку воды допишите ваше мнение о своей работе.

«Капелька» (Приложение № 3)

Сегодня я узнал(а)_________________

Было интересно___________________

Меня удивило ____________________

Мне захотелось _____________________

- Мне очень приятно было с вами работать, а вам?

VI. Д/З

Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Я вам предлагаю дома поработать с энциклопедиями и попробовать ответить на следующие вопросы (на выбор):

- Почему капли дождя круглые?

-Как получаются мыльные пузыри?

- Кто может ходить по воде?

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz